Источник: https://xn--80aafkbkgkgui2dryx.xn--p1ai/to_the_student/health_saving_technologies/

Здоровьесберегающие технологии

Программа "Здоровье"

Подростку о наркотиках

   Дорогие ребята! Нам угрожает беда. Эта беда - наркомания. Еще недавно вести о ней доходили до нас только из чужих стран. Теперь она пришла к нам и распространяется по законам эпидемии: один наркоман заражает за год пятерых. Наркомания - болезненное непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам, вызывающим нарушение психики, галлюцинации, бред. Различия между наркоманией и токсикоманией с медицинской точки зрения нет: тяжелейшие расстройства психики, разрушение всех органов и систем человеческого организма, преждевременная смерть - вот последствия для здоровья в том и в другом случаях. Чаще всего употребление наркотических препаратов начинается в молодом возрасте, нередко к наркотикам и токсическим веществам приобщаются 10 - 12-летние дети. Основным мотивом, толкающим молодежь к наркотическому дурману, является любопытство и подражание, а иногда к употреблению наркотиков приучают и принуждают более опытные товарищи, которые затягивают новичков в свои сети, «угощая» дорогостоящим зельем. Среди молодежи нередко существует расхожее представление: если принять для пробы наркотик всего только один раз, в этом еще нет ничего ужасного. Однако это опасное заблуждение. Желание повторить испытанные ощущения одурманивания приводят к рабской зависимости от наркотика. Постепенно все имевшиеся ранее у подростка интересы и увлечения пропадают. Появляются слабость, бессонница, потеря аппетита, исхудание. Облик человека, постоянно принимающего наркотическое зелье, далек от привлекательности: гнилые зубы, преждевременное облысение, желтушно-серая кожа, лицо с ранними морщинами - типичный портрет наркомана. Прием наркотика обязательно приводит к изменению психики человека, что проявляется в грубости, равнодушии к окружающим, жестокости, трудности в общении. Поведение наркомана настолько зависит от этого ощущения сиюминутного удовольствия, что заставить его осмыслить грозящую опасность невозможно. Через определенное время наступает такой момент, когда наркотики нужны ему вовсе не для веселого настроения, а для поддержания относительно нормального самочувствия. Жизнь без них становится невозможной. Очень часто молодые люди сами готовят одурманивающие и наркотические вещества (кустарным способом) и вводят их всем членам «семьи» - так они называют свои группы. Нравы такой семьи бесчеловечны и жестоки! Тот из скатившихся вниз, кто воровать не может, становится подопытным «кроликом», на нем испытывают неизвестный препарат, не зная, каким будет его действие. Он принимает первым - либо погибает, либо выживает. Это страшно, но все же даром. Ведь несчастные больные люди, привыкшие к наркотикам, готовы отдать любые деньги за одну дозу. Мучительная зависимость от наркотика толкает человека на все - обман, воровство и даже убийство, лишь бы добыть наркотик. Среди наркоманов часто встречаются случаи одного из серьезнейших заболеваний нашего времени - СПИДа (синдрома приобретенного иммунодефицита), не поддающегося никакому лечению. Наркоманы губят не только себя и своих близких, но и будущее потомство, так как их дети рождаются с глубокими психическими и физическими уродствами. Те, кто употребляют наркотики, чаще всего умирают молодыми. Врачи редко сталкиваются с наркоманами-стариками, так как даже до среднего возраста эти люди не доживают. Связано это не только с истощением организма, который не в состоянии выдержать изнурительного взбадривания стимуляторами, но и с частыми попытками самоубийства, с передозировкой наркотика, с заражением крови грязным шприцем, с развитием целого ряда сопутствующих заболеваний. Юноши и девушки, помните! Сам факт одноразового приема наркотика или вдыхания летучих токсических веществ может стать причиной вашей гибели. Даже однократный прием наркотиков формирует тяжелейшее заболевание и увеличивает риск заражения неизлечимой болезнью (СПИДом). Никогда не пробуйте наркотические вещества. За минуты в дурмане - страшные последствия. Наркотики: как сказать “НЕТ” в последние годы в школах страны наблюдается резкий рост потребления различных наркотических веществ, включая самые опаснейшие, такие, как героин. В связи с этим чрезвычайно актуальной стала антинаркотическая пропаганда. Особая роль здесь принадлежит учителям биологии как наиболее осведомленным и о механизмах действия наркотиков, и о всех опасностях, связанных с их употреблением. Ведя доверительную беседу с учащимися о всех негативных последствиях употребления наркотиков, важно одновременно рассказывать и о приемах вовлечения наркоторговцами подростков. Во всем мире отмечается парадоксальный факт: несмотря на все усилия в борьбе с наркотиками, осведомленность молодежи об истинных последствиях их употребления снижается. Все большее число молодых людей считают, что использование определенных видов наркотиков не приносит особого вреда. Так, в США, где на борьбу с наркотиками затрачиваются огромные средства, за 1994 - 1996 гг. употребление марихуаны среди старшеклассников выросло на 38%, в то время как число тех, кто считает названный наркотик приносящим вред, уменьшилось на 22%. На наш взгляд, возникшая ситуация связана, с одной стороны, с умелым использованием распространителями наркотиков неосведомленности подростков, а с другой - с активным внедрением в сознание молодежи ряда мифов о наркотиках. Считаем, что любая пропаганда против наркотиков обязательно должна включать разоблачение подобных мифов. Кроме того, необходимо информировать школьников о природе наркоманий, сути этого тяжелейшего заболевания и на доступном для подростков уровне рассказывать о формировании и развитии психической и физической зависимости от наркотиков.  

   Миф первый. Попробуй - пробуют все. Это неправда: обследования показывают, что, например, в США меньше чем один из пяти старшеклассников употребляет марихуану. Конечно, и эти цифры вызывают большую тревогу, но ведь более 80% юношей не удалось склонить к употреблению наркотиков. Они уже никогда не будут жертвами наркомании! Чаще всех жертвами ложной аргументации становятся подростки невысоких психологических устоев: конфликтные, склонные к мелкому воровству, лживости, подверженные вспышкам гнева, агрессивности. Такие личности неспособны к целенаправленной деятельности, плохо успевают, отстают в психофизиологическом развитии. Они же впоследствии становятся распространителями наркотиков, что неизбежно, поскольку только таким путем они могут обеспечить себя деньгами на наркотики.

   Миф второй. Попробуй - вредных последствий не будет. Это ложь. Прежде всего пристрастие к некоторым наркотикам может возникнуть и после одного - двух приемов. Кроме того, существуют индивидуальные различия в чувствительности организма, даже возможна гибель при первой же инъекции. Большой разброс индивидуальной чувствительности характерен, например, для кокаина и его производных ("крэк"), что иногда приводит к летальным исходам из-за сердечной недостаточности. В условиях подпольного кустарного производства наркотиков невозможно избавиться от вредных примесей и точно дозировать вещество. В клинической практике описано множество случаев тяжелых отравлений, вызываемых токсическими примесями в кустарно изготовленных наркотиках.

   Миф третий. Попробуй - если не понравится, прекратишь прием. Про физическую зависимость ("ломку") школьники кое - что слышали. Однако они убеждены, что ее можно преодолеть, например, с помощью врачей. Дескать, особых проблем не будет, поскольку человек, обладающий определенной волей (а ты, конечно, волевой!), в состоянии немедленно и бесповоротно бросить принимать наркотики. При этом обычно находится свидетель, который знаком с тем, кто после периода серьезного злоупотребления, проявив волю, прошел через "ломку" и теперь вот уже месяц (два, три) наркотики не употребляет - никаких последствий.

   Нередко подобная пропаганда достигает цели, поскольку, несмотря на кажущуюся осведомленность, подростки все-таки не обладают элементарными знаниями о природе и характере тяжелейшего заболевания - наркомании. Вот почему необходимо разъяснять, что, во-первых, при употреблении любого вида наркотика, и "легкого", и "тяжелого", прежде всего страдает воля. Это заметно уже тогда, когда другие изменения личности еще не проявляются. Происходит то, что наркологи называют "энергетическим снижением": ослабляются именно волевые качества личности, снижается или теряется целеустремленность, т.е. человек становится неспособен к продуктивной деятельности, часто прекращает учиться, бросает работу. Во-вторых, ремиссия (особенно при употреблении таких наркотиков, как героин) непродолжительна. Через определенный период (до нескольких месяцев) больной вновь оказывается охваченным неудержимым стремлением к приему наркотика, и вновь повторяется цикл заболевания с более тяжелыми последствиями. Ремиссия продолжительностью до года отмечается только у очень небольшого числа больных (около 10%), причем у людей зрелого возраста. Значение здесь имеет наличие семьи и сохранение определенного социального положения. Понятно, что подростки в эту категорию не попадают. Учащиеся должны знать, что в настоящее время медицина не в состоянии оказать эффективную помощь наркоманам. В ее арсенале нет реальных средств подавления психической зависимости. Дело в том, что мозг "помнит" все. Это, в частности, иллюстрируется псевдоабстинентным синдромом, когда у наркомана после периода довольно длительного воздержания (8 - 10 мес.) могут снова появиться симптомы даже "ломки".

   Миф четвертый. О существовании "безвредных" наркотиков. Безвредных легких наркотиков не существует. Не все наркотики вызывают физическую зависимость, но все они, даже при незначительном употреблении пагубно влияют на личность. Уместно напомнить, что психическая зависимость часто развивается даже в случае употребления таких "легких" наркотиков, как марихуана. В США более 100 000 человек ежегодно обращаются в клиники, пытаясь излечиться от наркотической зависимости - от марихуаны. Употребление марихуаны часто сопровождается ослаблением волевых качеств личности, потерей мотиваций: утрачивается интерес к тому, что происходит в жизни, пропадает желание работать, учиться, человека не волнует, как он выглядит. Распространенный симптом употребления марихуаны - нарушение краткосрочной памяти, внимания, что связано с гибелью нервных клеток в определенных областях мозга. Курение марихуаны ослабляет иммунную систему, и человек становится более восприимчив к инфекциям. Наконец, выявлено, что практически все наркоманы, прибегающие к самым "тяжелым" наркотикам, начинали, пробуя именно марихуану.

   Рассказывая школьникам о мифах, учитель должен специально обратить внимание на то, что каждый из них может стать объектом внимания "доброжелателя". В этом случае они обязаны быть готовыми решительно отклонить всякие попытки привлечь их к опаснейшему для человеческой личности "занятию". Подростки должны знать, что тот "добрый" приятель или знакомый, который будет убеждать попробовать "травку" просто из любопытства, дескать, если не понравится, всегда можно бросить, как правило, преследует самые корыстные цели, жестоко используя неопытного юношу. Школьнику нужно помнить, что никто из погибающих наркоманов не собирался продолжать прием наркотиков, все хотели лишь попробовать, удовлетворить любопытство. Конец, как правило, трагичен: загублена человеческая судьба, сама жизнь!

Профилактика наркомании

   Профилактика наркомании в молодежной среде подразумевает работу в двух направлениях: 1) улучшение информированности подростков о факторах риска, создаваемых наркоманией для здоровья и для личности в целом и 2) содействие в становлении здорового образа жизни. Учитывая особенности подросткового возраста, когда информация, исходящая от взрослых - педагогов, родителей - не столь значима, важна негативная установка в отношении наркотиков, высказанная самими детьми. Объявив конкурс сочинений на тему: «Что я рассказал бы другу, чтобы предостеречь его от наркотиков», мы учитывали, что воздействие на молодежь происходит с двух сторон.  Во-первых, подросток, собирая информацию о последствиях употребления наркотиков (либо из периодической печати, либо из личного опыта) и подбирая соответствующие аргументы и факты, убеждает, в первую очередь, себя самого. Тем самым вырабатывается негативная установка по отношению к наркотикам, формируется собственная оценка данной проблемы. Кроме того, пропуская через свое сознание, через свое сердце судьбу близких и друзей, авторы сочинений проникаются сочувствием к наркоману как страдающему человеку, но осуждают (владея фактами) наркоманию как социальное явление. Во-вторых, информация, заключенная в сочинениях, воздействует не только на самого автора, но и на читателей-сверстников. Лучшие сочинения должны быть обязательно использованы в дальнейшем. Желательно, чтобы на классном часе, тематической встрече автор сам мог бы прочитать свое сочинение в своем классе, параллельных или младших классах. Если в школе имеется театральный кружок (студия), то сочинения можно представить в виде литературного монтажа. Вы можете найти для себя и другие формы подачи материала. Главное, что всем нам следует помнить при подготовке мероприятий антинаркотической направленности для молодежи, - это то, что, информация, обращенная к подростку, лучше воспринимается и принимается к сведению, если она исходит от другого подростка. Почему это опасно? Употребление наркотиков носит характер моды. Какая-то неведомая сила тянет человека следовать моде - и в одежде, и в поведении, и в идеологических симпатиях. Молодым свойственно преобладание физиологических потребностей над эмоционально - волевым контролем собственного поведения - и это одна из причин наркомании. Увлечение наркотиками связано также с социальными условиями. Наркоманом становится человек, не обретший себя в личной жизни, обделенный вниманием, сочувствием, дружбой, лаской, пониманием, любовью. Человек, плохо управляющий своими эмоциями, готовый под влиянием неожиданности или разочарования впасть в отчаяние, панику, тоску. Человек, умственно, а главное, духовно, культурно, эмоционально недостаточно развитый, не нашедший своего призвания, своего дела. Человек, с детства живущий лишь для удовлетворения своих сугубо эгоцентрических желаний, не умеющий делать верный выбор даже в мелочах, постоянно зависящий от окружающих, а отсюда - постоянно кому-то подражающий. Человек со слабой волей, неспособный отказаться от сигареты, выпивки и от укола. Лечить наркомана очень трудно. Нелегко проводить и профилактику наркомании, тем более в наше сложное время. Это дело не одного и не нескольких человек, а всего человечества.

   Я считаю, что каждый должен внести в это свою маленькую лепту.. Своим друзьям, чтобы предостеречь их от наркотиков, я сказала бы следующее. Наркомания - это пустые глаза, оживляющиеся только при виде шприца или таблетки! Это - атрофированные, глухонемые, бесчувственные и безнравственные души, единственным смыслом существования которых является поиск ядовитого зелья! Это - тела, корчащиеся в судорогах «ломки», - ужасающе мучительного состояния наркотического голода! Это тяжелые поражения мозга, и печени, и сердца, и всех внутренних органов! Это - инфекционные и венерические болезни! Это - СПИД - самое опасное из всех заболеваний, так как оно обезоруживает организм перед всеми другими болезнями, перед раком! Это - тяжкие преступления во имя минутного облегчения, порожденного наркотической зависимостью! Это - одна из самых частых причин самоубийств! Это - бандиты, контрабандисты, убийцы; это - мафии, подчинившие себе целые страны в Латинской Америке и Азии! Это - золото, оплаченное убитыми душами живых и кровью мертвых! Это - дети, еще не родившиеся, но уже искалеченные в утробе матери и обреченные на неизбывные муки после рождения! Это - горе миллионов отцов и матерей, жен и мужей; это - разрушенные семьи, невостребованные таланты, преданные чувства, сломанные судьбы! И все это - страшная плата за краткий миг искусственной, химической радости! Радости ложной, фальшивой, не имеющей ничего общего с подлинными человеческими радостями! Буду рада, если хоть один человек задумается над моими словами.

Шесть причин не пить пиво:

   По статистике, каждый житель нашей страны в течение года выпивает почти 60 литров пива. Конечно, до 161 чешских или 145 немецких литров нам еще далеко, но мы приближаемся к этим показателям с невероятной скоростью. Виной тому массовое заблуждение, будто пиво - это и полезный напиток (ячмень содержит необходимые белки и углеводы), и слабоалкогольный. Если кто – то из ваших близких в поддержку своего увлечения приводит эти доказательства, попробуйте нарисовать ему реальную картину и расскажите о том, что пиво - это еще и алкоголизм, большой живот, больная печень, проблемы с сердцем и слабость в постели.

1. Первый пострадавший - желудок

   Пиво, конечно, слабоалкогольный напиток, но все – таки не газировка, а значит энное количество этилового спирта в нем имеется. Мало того, в некоторых сортах пенного содержание алкоголя достигает 10 – 14%, то есть бутылка пива может приравниваться к 50 – 100 граммам водки. Ежедневное наполнение пищевода, желудка и кишечника алкогольной жидкостью с элементами брожения не может не сказаться на их состоянии. Пиво очень агрессивно раздражает и отравляет слизистую. Кроме того, при регулярном приеме пенного напитка железы, расположенные в стенках желудка и вырабатывающие желудочный сок, сначала выделяют много слизи, а затем атрофируются. Пищеварение становится неполноценным, еда застаивается или непереваренная поступает в кишечник. Результат - проблемы со стулом и гастрит. Кстати, хронический алкогольный гастрит сопровождается жалобами на общую слабость, подавленное настроение, снижение работоспособности, металлический привкус и горечь во рту, боли в животе, чувство тяжести под ложечкой.

2. Удар по печени

   Алкоголь является главным врагом печени, основная функция которой - очищение организма. Если заставить этот орган бороться только с пивом, можно нарушить его антитоксическую функцию. И тогда печень уже не будет служить надежным барьером для других сильнодействующих и ядовитых веществ. Злоупотребление хмельным напитком может способствовать развитию воспалительных процессов и даже довести до гепатита. Причем хронический пивной гепатит способен протекать в скрытой форме, без ярко выраженных симптомов. Если вовремя не остановиться, на пиве можно заработать даже цирроз печени. Также от регулярного употребления пива страдает поджелудочная железа: напиток подавляет выделение ферментов, и естественный процесс расщепления питательных веществ нарушается.

3. Почки - санитары организма

   Главная задача почек - поддержание постоянства внутренней среды организма. Они участвуют в регуляции водно – электролитного баланса и кислотно– щелочного состава организма. Пиво нарушает эти естественные процессы, потому что заставляет почки работать с утроенной силой. Кто хоть раз пил хмельной напиток, знает, как быстро он вызывает желание сходить в туалет. По-научному это называется полиурией - усиленным мочеотделением, которое связано с раздражающим действием спирта на почечные ткани и повышением их фильтрационной способности. Обладая столь мощным мочегонным эффектом, пиво вымывает из организма важные «стройматериалы» - микро – и макроэлементы, особенно калий, магний и витамин С. При дефиците калия происходят срывы сердечного ритма, появляются боли в икрах, слабость в ногах. Нехватка магния влияет на настроение - человек становится раздражительным, плаксивым, плохо спит. Из–за недостатка витамина С снижается иммунитет, чаще возникают простудные заболевания. В случае запущенного пивного алкоголизма может случиться склероз почечных сосудов, кровоизлияния в почки, инфаркты почек, очаги отмирания. В дальнейшем из-за постепенного разрушения спиртом погибшие клетки замещаются соединительной тканью, почка уменьшается в размерах и сморщивается.

4. «Бычье сердце»

   Пиво всасывается очень быстро, поэтому кровеносные сосуды моментально переполняются. Если вы пьёте пиво часто и по–многу, возникает варикозное расширение вен и сердце увеличивается. Рентгенологи называют это явление синдромом «пивного сердца», «бычьего сердца» или «капронового чулка». Главный орган, вынужденный каждый день перекачивать излишнее количество жидкости, становится дряблым, снаружи зарастает жиром. Учащаются сердечные сокращения, возникает аритмия, повышается давление. Физические нагрузки переносятся все более и более тяжело, появляется отдышка. У пивных алкоголиков возрастает вероятность развития ишемической болезни сердца. А снижение сократительной способности сердечной мышцы, увеличение объемов сердца приводит к сердечной недостаточности. Как следствие - в два раза увеличивается смертность от инсульта.

5. Гармоны скачут

   В пиве содержится фитоэстроген, который представляет собой растительный аналог женского полового гормона - прогестерона. Он попадает в напиток из шишечек хмеля, используемых для придания пиву специфического горьковатого вкуса. Поэтому систематическое употребление напитка вносит разлад в работу эндокринной системы. У мужчин пиво подавляет выработку тестостерона. На этом фоне начинают доминировать женские гормоны, вызывающие изменения внешнего вида мужчины: снижается количество волос на теле и лице, уменьшается мышечная масса, увеличиваются грудные железы, изменяется тембр голоса, появляется «пивной животик» и откладывается жир на бедрах и талии. Получается, что страстный любитель пива по биологическим признакам постепенно превращается в женщину. Естественно, такой гормональный сбой напрямую влияет на успехи мужчины в постели.

6. Пиво водке рознь

   Ошибочно думать, что слабоалкогольное пиво не вызывает привыкания. Еще как вызывает! Есть даже отдельный медицинский термин - пивной алкоголизм. Он отличается от водочного тем, что развивается в 3 – 4 раза быстрее и тяга выпить сильнее. Это отчасти связано с определенными жизненными устоями и привычками, с доступностью и легкостью употребления напитка. Нет необходимости накрывать стол, созывать большую компанию, придумывать повод, потому что «попить пивка» можно и одному - идя по улице или сидя перед телевизором. С точки зрения наркологии, пивная зависимость - тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма. И бороться с ним намного сложнее. «Пивоголики» очень редко обращаются к психиатрам и наркологам. Чаще они приходят в больницы с жалобами на сердце, печень, желудок. Врачи, обследуя пациента, устанавливают главную причину всех несчастий - чрезмерное употребление пива.

Мнение специалиста

   Рассказывает Владимир Нужный, руководитель лаборатории токсикологии Национального научного центра наркологии Росздрава:  положительное воздействие пива на организм возможно только при умеренном его употреблении. Однако в скольких кружках содержится полезное количество напитка и где грань, которую не стоит переходить, никто не знает - все очень индивидуально. А пивной алкоголизм - коварная болезнь. Любители пива постепенно приучаются не только к опьяняющему действию алкоголя, но и к успокаивающему нервы седативному свойству напитка. Приятное расслабление хочется повторять снова и снова, поэтому дозы приходится увеличивать. Употребление пива подобно настоящему наркотику становится жизненно необходимым.

Когда начинать бить тревогу

   Если человек выпивает больше одного литра пива в день. Часто собирается с друзьями, чтобы расслабиться в компании янтарного напитка. Раздражается и злится, если не выпьет; жалуется на здоровье; становится обладателем «пивного животика»; имеет проблемы с потенцией; не может расслабиться, уснуть без допинга – пива; просит с утра опохмелиться.

Помоги отвыкнуть

   Если кого – то из ваших, близких постигла эта беда, вы можете самостоятельно попробовать ему помочь. Вот несколько простых советов. Не молчи! Для начала попробуйте поговорить с человеком по душам. Подготовьтесь основательно: изучите материалы о возможных заболеваниях при злоупотреблении пивом, найдите рассказы и интервью медиков, примеры последствий пивного алкоголизма (инвалидность, деградация, смерть), можно даже видео из Интернета. Попросите человека, чтобы он выслушал вас, не перебивая. Подчеркните, что вы не против спиртного вообще, а что вас беспокоит количество выпиваемого им каждый день. Это будет не самый приятный разговор, потому что люди не любят признавать свои слабости. Наберитесь терпения и постарайтесь узнать причину, по которой пиво стало его лучшим другом. Если у него какие– то проблемы, предложите свою помощь. Отвлекай! Постарайтесь занять человека чем – ни будь интересным. Пусть у него не будет времени думать о выпивке. Ходите в кино, театры, музеи. В выходные выбирайтесь на рыбалку, охоту. Организуйте маленькое путешествие в какой – ни будь красивый город. Также можно заняться спортом. Например, вдвоем после работы ходите в спортзал. Хитри! Если ваш бойфренд приучился поглощать пиво в немереных количествах в компании друзей, постарайтесь сделать так, чтобы он редко виделся с этими любителями янтарного напитка. Рискни! Попробуйте поставить ультиматум - либо вы, либо она (бутылка). Только не перегните палку. А то все может закончиться не в вашу пользу. Уговори! Самый надежный способ и вместе с тем самый сложный - это обратиться к специалисту - наркологу или психологу. Конечно, очень трудно убедить человека, что ему нужна помощь врача. Только ваша поддержка и забота могут сподвигнуть его на принятие важного решения.

Автор программы: руководитель физического воспитания техникума Бычевая Людмила Александровна 

Программа "Здоровый образ жизни"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программу разработала: руководитель физвоспитания Бычевая Л. А.

Пояснительная записка

Здоровье человека – безусловная ценность. Устав Всемирной организации здравоохранения предлагает трактовать термин «здоровье» как состояние полного физического, душевного и социального благополучия. В последние годы проблема здоровьесбережения становится всё более актуальной – как во всём обществе, так и в образовательных учреждениях. Основная причина заключается в общем ухудшении здоровья нации; особую же тревогу вызывает состояние здоровья подрастающего поколения. Занятость в образовательных учреждениях в течение длительного времени, высокие учебные нагрузки, ухудшение качества питания, разрушение системы доступных кружков и секций – всё это не лучшим образом сказывается на состоянии здоровья подростков. А между тем Закон «Об образовании» относит сохранение здоровья подрастающего поколения к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В соответствии с этим, важнейшим направлением в общей программе развития техникума является работа по реализации концепции укрепления здоровья обучающихся, создание системы мер по сохранению их здоровья. Растущий организм обучающегося в силу особенностей своего развития особо чувствителен воздействию факторов внешней среды, дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов. На состояние здоровья обучающиеся  оказывают существенное влияние и такие факторы, как неблагоприятные социальные условия, воздействие множества факторов риска, имеющих место в образовательном учреждении. Они в совокупности приводят к постепенному ухудшению здоровья подростков от первого к последнему году обучения. Незнание основ здорового образа жизни, приводит к соматическим, хроническим заболеваниям. Актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят обучающимся восполнить недостаток навыков во внеурочное время. Программа составлена  с учётом реального состояния здоровья обучающихся  и факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние  их здоровья. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у обучающихся, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы растущего организма. Содержание учебно-тренировочной работы отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей обучающихся. Целостность и стабильность здоровьесберегающего образовательного пространства техникума, есть результат процессов дифференциации и интеграции. Если дифференциация предполагает определение задач и функций каждого компонента  пространства, то интеграция увязывает их в единое целое, предает монолитность этому пространству. Эти процессы нашли свое отражение  в программе « Здоровый образ жизни» и имеют принципиальное значение для формирования здоровьесберегающего пространства.

Цель:
  • Создание условий для сохранения и улучшения физического, эмоционально психического и нравственного здоровья и  качества  жизни   обучающихся
  • Сформировать у обучающихся   устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом
  • Эффективное использование здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении
  • Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к обучающимся
  • Формирование у подростков положительной мотивации к здоровому образу жизни; Реализация мероприятий, сохранения и укрепления индивидуального здоровья
Общие задачи:
  • Выявить настоящее состояние физического и психического здоровья обучающихся через  привлечение к данной проблеме медицинских работников, родителей, психологов, членов медико-педагогической комиссии
  • Внедрить современные методы мониторинга здоровья
  • Разработать новые технологические методы коррекции и реабилитации в учебном заведении для обучающихся  с различными видами нарушений в физическом и психическом развитии
  • Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни обучающихся
  • Пропагандировать ЗОЖ (проведение конкурсов, акций, издание листовок, лозунгов, классные часы, лекции, беседы)
  • Сформировать  здоровые взаимоотношения с окружающим миром, обществом и собой
  • Повышать  квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья обучающихся
  • Просвещать  родителей  в вопросах сохранения здоровья ребенка
  • Вовлекать обучающихся к занятиям  физической  культурой и спортом
  • Создать условия для полноценного питания  обучающихся
  • Воспитать  негативное отношение к вредным привычкам
  • Становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ

Объект  программы: обучающиеся; ученическое самоуправление; родители; педагоги; директор техникума; заместитель директора по УВР,  учителя-предметники ( ОБЖ, биология, физическая культура); кураторы; мастера п/о,  медработник.

Основные направления работы по реализации программы

Медицинское - предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса. Под гигиеническими понимается соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований, организация питания обучающихся.

Просветительское - предполагает организацию деятельности по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; работа по предупреждению роста заболеваемости обучающихся колледжа. Особое место отводится работе с родителями, так как, прежде всего в семьях формируется правильный или неправильный образ жизни, закладываются основы мировоззрения. Просветительская работа должна сочетать в себе как традиционные, так и современные интерактивные приемы воздействия на обучающихся  и их родителей.

Психолого - педагогическое - предполагает, прежде всего, использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности, а также предупреждение проблем развитие обучающихся, обеспечение адаптации на разных этапах обучения, развитие познавательной и учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля.

Спортивно - оздоровительное - предполагает организацию спортивных мероприятий,  посещение кружков и секций с целью профилактики заболеваний и приобщение обучающихся к здоровому досугу.

Предлагаемые формы работы по реализации программы

1. Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность:

  • Работа спортивных секций
  • Разработка и соблюдение здоровьесберегающих технологий на всех учебных занятиях
  • Обще техникумовские Дни здоровья

2. Соревнования и спортивные праздники:

  • Спортивные турниры
  • Спортивные праздники, творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям
  • Товарищеские встречи по различным видам спорта

3. Профилактика заболеваний у обучающихся и сотрудников колледжа:

  • Беседы и лекции
  • Встречи с медработниками
  • Смотры – конкурсы стенгазет, рисунков, буклетов, презентаций по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, наркомании, алкоголизма и табакокурения

4. Исследовательская работа:

  • Анкетирование
  • Мониторинг состояния здоровья обучающихся, проводимый периодичностью 2 раза в год (сентябрь, май)
  • Диагностика физической подготовленности
Материально-техническая база

Для реализации программы «Здоровый образ жизни» имеются санитарно-гигиенические условия и материальная база:

  • спортивный зал
  • медицинский кабинет
  • спортивная площадка
  • столовая (организация горячего питания)
Прогнозируемый результат

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни, жизненного стиля, предполагает что обучающиеся должны научиться:

  • называть и узнавать опасности для здоровья человека; способы их предотвращения; правила здорового и безопасного образа жизни;  подготовка к  учебной практике, производственного труда
  • как следует заботиться о своём здоровье: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда на занятиях и во время практики; опасность для здоровья и учебы снижения двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний
  • основам здоровьесберегающей учебной культуре
  • оптимальному   режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию
  • противостоянию вредным привычкам
  • высказывать свое отношение к проблемам в области здоровья и безопасности
  • организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей
  • самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов

  Пропаганда  здорового образа жизни проводится так же через кружковую работу. Планы и цели работы кружков различны, но у всех у них одна задача, которая объединяет преподавателей - это желание помочь нашим обучающимся быть здоровыми.

Приложение 1:

Анкета (для выявления отношения обучающихся к своему здоровью)

Анкета для оценки состояния здоровья ребенка (для родителей)

Литература
  1. Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении: Ростов на Дону: Феникс, 2011 г.
  2. Бишаева А.А. Физическая культура:  учебник для НПО и СПО / А.А. Бишаева.  -  5-е издание, стер. - М.: « Академия», 2012 г. - 304 с.
  3. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании / А.А. Дмитриев - М., 2012 г. - 89 с.
  4. Физическая культура: учебник для студентов учреждений СПО / Н.В.Решетников и др. - 12-е издание, стер. - М.: « Академия», 2012 г. - 176 с.
  5. Образовательные здоровьесберегающие технологии: опыт работы методического объединения учителей старших классов, автор - составитель В.Ф. Феоктистова. - Волгоград, 2012 г.
  6. Богомолов В.В. «Тестирование детей // - Серия  «Психологический практикум» - Ростов на Дону: «Феникс - 2010 г.
Интернет - ресурсы:

 

 

     

Вы можете оставить мнение о нашей организации.

 

Перейдя по ссылке, Вы сможете:

 

  • Оценить условия осуществления образовательной деятельности

  • Оставить отзыв

 

© 2023 ГБПОУ «Брянский аграрный техникум имени Героя России А.С. Зайцева» г. Стародуб